14.12.2023

«Незабвенные даты»

Опять подошли «незабвенные даты»,

И нет среди них ни одной не проклятой.

Анна Ахматова

 

13 декабря 1981 года — объявление военного положения. 16 декабря 1981 года — кровавая расправа с забастовщиками шахты «Вуек» в Верхней Силезии: девять погибших шахтеров.

16 декабря 1970 года — подавление вооруженной силой забастовок и уличных демонстраций в Гданьске, Гдыне, Щецине: число жертв, даже по официальным заниженным данным, исчисляется многими десятками — точное число до сих пор неизвестно.

26 ноября Временная координационная комиссия (подпольное руководство) «Солидарности» приняла решение отметить траурную годовщину 16 декабря. В своем заявлении ВКК пишет:

Тринадцать лет тому назад, в декабре 1970 года, стреляли в рабочих Балтийского побережья, протестовавших против резкого снижения жизненного уровня. В декабре 1981 года на шахте «Вуек» огнестрельное оружие и танки были пущены в ход против шахтеров, защищавших свои гражданские права и права трудящихся.

Польское общество признало дату 16 декабря днем поминовения всех, кто, сражаясь за положенные ему права, заплатил высочайшую цену — цену жизни. Тем, кто погиб, мы задолжали не только поминовение. Их жертва обязывает нас всех продолжать неотступную борьбу. Особое значение она приобретает сегодня, когда общество пытаются лишить последних прав, а материальные условия постоянно ухудшаются.

В день 16 декабря 1983 года траурными символами почтим память погибших, а организуя по всей стране мирные демонстрации, проявим волю к борьбе. Выйдем все вместе с предприятий на демонстрации и митинги в центральных точках городов. Региональные звенья «Солидарности» предложат программы траурных торжеств в соответствии с местными традициями и возможностями.

ВКК заявляет, что в случае попыток нарушить мирное течение демонстраций — ответственность падет на власти.

В связи со второй годовщиной военного положения уличные демонстрации не предусмотрены. Как каждого 13 числа, пройдут богослужения; кроме того, в ряде мест эта годовщина будет тем или иным образом отмечена в соответствии с местной инициативой. Так, в подпольном журнале завода «Урсус» («Вольный глос Урсуса» №44 — цитируем вслед за варшавской «Информацией Солидарности» №175 от 29 ноября) под заголовком «Всем, кому судьба Польши не безразлична» даются рекомендации на 13 декабря: сдержанная, темная одежда с приколотыми национальными символами (орлы, кресты, бело-красные кокарды) и полный бойкот кино, театров и прессы.

 

Памятники жертвам

В течение 1980—1981 гг. в Польше удалось воздвигнуть несколько памятников жертвам коммунистической власти — жертвам событий, о которых до тех пор история умалчивала. Такие памятники стоят в Гданьске и Гдыне, увековечивая память погибших в декабре 70‑го, в Познани, где в июне 56‑го от пуль госбезопасности погибли участники рабочей демонстрации. Уже во время военного положения был открыт памятник в Радоме — одном из главных центров рабочих волнений 76‑го года.

Власти ПНР ставят сейчас совсем другие памятники: «памятники борцам за укрепление народной власти», т.е. сотрудникам госбезопасности и ярым коммунистам, погибшим в боях с «бандами» — с послевоенным вооруженным подпольем. Как сообщает тот же номер варшавской «Информации Солидарности», в г. Конин такой памятник должен быть установлен перед зданием воеводского комитета партии — как раз напротив того места, где пьяный милиционер въехал на тротуар и насмерть задавил трех человек. Памятник должен быть воздвигнут на «пожертвования» населения: предприятиям, учреждениям и учебным заведениям дана разверстка — каждый обязан положить свой «кирпичик», ценою от 50 до 300 злотых в зависимости от занимаемой должности, и начальству поручено составить списки лиц, отказавшихся от этого «добровольного» самообложения.

Там же сообщается о судьбе памятника совсем иного рода. В 1981 году, в эпоху «Солидарности», варшавские городские власти объявили конкурс на памятник жертвам Катыни, который должен быть установлен на кладбище Повонзки, в том месте, где уже в течение ряда лет стихийно происходит поминовение и был установлен временный крест (в т.н. катынском рву). Получивший на конкурсе первую премию проект Адама Мыяка и Януша Паствы в 1983 году был осуществлен в граните. 15 октября должно было состояться открытие. Комиссия экспертов признала памятник выдающимся произведением искусства. Надпись на памятнике, долго обсуждавшаяся с властями, гласила: «Польским воинам, почившим в катынской земле». Однако накануне открытия власти потребовали заменить эту надпись и высечь новую: «ЖЕРТВАМ ФАШИЗМА, почившим в катынской земле». Авторы памятника отказались — памятник до сих пор не установлен.

И еще один памятник — только одному человеку, жертве военного положения. 31 августа 1982 года во время подавления уличных демонстраций во Вроцлаве был зверски убит Казимеж Михальчик. Власти долго не позволяли поставить памятник на его могиле, в августе нынешнего года заставили родителей погибшего подписать призыв к «рассудительности в августовские дни», однако 31 августа, в годовщину смерти, когда памятник должен был быть установлен, загородная мастерская, где он делался, оказалась «временно закрытой». В октябре памятник был наконец привезен на кладбище, но директор кладбища отменил свое согласие на его установку, и машина с памятником под конвоем милицейских автомобилей отправилась в обратный путь. Только после того как с памятника была срезана надпись: «Застрелен 31.VIII.82 во время демонстрации „Солидарности“», памятник наконец — 25 октября — был установлен.

А в ночь с 3 на 4 ноября организованная банда человек в 50 (в т.ч. и женщины) выломала бронзового орла, установленного на верху памятника, разрушила решетку, окружавшую могилу, забрала с могилы цветы и листовки и облила памятник желтой масляной краской. Разъезжалась банда в легковых автомобилях. («Изо дня в день», Вроцлав, №№37 и 38.)

 

«Русская мысль» №3495, 15.12.1983

При копировании материалов необходимо указать следующее:
Источник: Горбаневская Н. «Незабвенные даты» // Читальный зал, polskayaliteratura.eu, 2023

Примечания

    Смотри также:

    Dum spiro, ago

    «Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что во всей истории эмиграции из коммунистического мира — включая и все ее русские "волны" — не было столь значительной, сыгравшей такую роль журнально-издательской деятельности, как труд горстки польских подвижников из парижского пригорода Мезон-Лаффит. И столь вобравшей в себя самую суть политической эмиграции. Номера "Культуры" и книги, изданные "Институтом литерацким", распространявшиеся "до края света", но главное — на родине, "в крáю", — больше любых эмигрантских организаций содействовали тому, что несколько поколений поляков не забывали или попросту узнавали истинное содержание таких понятий, как свобода, независимость, демократия, открытое общество. Читая "Культуру", они учились диалогу и полемике, уважению к чужому мнению и умению отстаивать (а главное, иметь) собственное».
    Читать полностью
    Loading...